Немного истории

...или - Как все начиналось.

В начале 1980-х годов достаточно часто можно было встретить серьёзные в количественном отношении автомодельные коллекции, составленные по принципу: «такого цвета этой модели у меня ещё нет». Поэтому стало ясно, что если широкой публике предъявить нечто свежее и необычное, такой труд не останется незамеченным. Несколько энтузиастов из небольшого южно-украинского города Херсона это хорошо понимали. Первые неуверенные попытки изменить сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать одним словом - «переделки» или, как теперь говорят, «конверсии», хотя степень переделывания была очень глубокой. Достаточно сказать, что, например, из модели Москвич-412 получался Peugeot 304 Coupe. Необычный выбор объяснялся близостью геометрических размеров. А при наличии необходимых инструментов, материалов и элементарного изобразительного мастерства такая метаморфоза стала возможной.

 

Важнейшим событием, повлиявшим на формирование в Херсоне модельного производства, стала организация на местном электромашиностроительном заводе выпуска недорогих, но достаточно реалистичных пластмассовых масштабных моделей ГАЗ-69 и УАЗ-469. Сбыт моделей, за редким исключением, осуществляемый только в Херсоне, суета вокруг ценообразования, набирающая силу инфляция 90-х в итоге привели к остановке модельного производства.


Но не всё так плохо. После прекращения выпуска моделей херсонские моделисты получили доступ к дешёвым комплектующим, не востребованным на заводе. Для зарождающегося мелкосерийного производства с нулевыми оборотными средствами это оказалось отличным подспорьем. Осталось выбрать технологию.

 

Склейка и пайка как основной способ изготовления отпали сразу по причине их большой трудоёмкости. Литьё из белого металла выглядело предпочтительней, но всё портило отсутствие материала в необходимых количествах. Эпоксидная смола в те времена не отвечала требованиям прочности, да и толщина отливки, как правило, излишне велика. Что касается профессионально выполненных пресс-форм, то они не рассматривались по следующим соображениям: в такую пресс-форму вкладывается огромное количество денежных средств и труда, а после её изготовления обладатель становится заложником своего высокотехнологичного изделия -  ведь пресс-форма должна много «работать», иначе о её окупаемости не может быть и речи.  Т.е. опять модель «соло» или, в лучшем случае, созданное вокруг неё семейство очень похожих друг на друга моделей. Такое уже было. Ситуация складывалась тупиковая.


Помог неравнодушный к моделизму человек. С его помощью удалось ознакомиться с изготовлением недорогих пресс-форм методом гальванопластики. Но и этот метод представлялся излишне сложным. Решено было ограничиться использованием гальваники не для пресс-форм, а непосредственно для корпусов моделей, т.е. использовать метод только частично. Правда, требовалась трудоёмкая последующая обработка гальванически осаждённой детали – но копийность результата, его прочность, тонкие стенки, ремонтопригодность и возможность пайки  были на очень высоком уровне.

Обладая многими преимуществами перед литьём из белого металла или эпоксидной смолы, модель имеет и очень подходящий в представлении коллекционеров собственный вес. Правда, существуют и недостатки: сильно затянутое по времени получение медной «корки» - копии, что связано с особенностями химических процессов, которые можно ускорить, но либо в ущерб качеству, либо применяя более дорогие и редкие химикаты, что, в конечном счёте, отразится на стоимости модели. Слабым местом является также невозможность получить внутреннюю  поверхность такой же чистоты и качества, как и наружная.

Средства для устранения этих недостатков есть, хотя они не идеальны и связаны с заметными трудозатратами. Но разве всё перечисленное могло повлиять на принятие решения о запуске в производство таких долгожданных моделей!

Так родилась мастерская «Vector-models».

Любопытным является тот факт, что время снятия первой полноценной гальванической «корки» до минут совпало со временем возвращения М.Горбачева со своей дачи в Форосе 20 августа 1991г., так что дату зарождения фирмы запомнить легко. Немного позже была собрана первая модель фирмы - автобус ГЗА-651.  Затем последовало многочисленное семейство автомобилей ГАЗ-69.

На некоторые детали и узлы моделей были разработаны специальные пресс-формы.

С тех пор прошло много времени. Полностью закончилось формирование коллектива, состав которого за всё время существования мастерской почти не изменился. Номенклатурный перечень изготовленных моделей скоро достигнет двух тысяч.  Качество их постоянно растёт. Некоторые модели, правда, пришлось дорабатывать и запускать в производство повторно - уж очень примитивно выглядели их предшественники. Для моделей автобусов и троллейбусов при изготовлении днищ и других деталей стали использовать смолу.

За время своей деятельности  были созданы серии, включающие в себя не только основные модели, но и выпускавшийся на их базе спецтранспорт. Кроме отечественной техники «Vector-models» выпускает огромное количество моделей автомобилей, произведенных в европейских странах, США и Канаде.


Интересы моделистов из Херсона, прежде всего, сосредоточены на общественном транспорте, наибольшее внимание уделяется моделям автобусов и троллейбусов. И хотя более половины изготовленных моделей вовсе не автобусы, именно это направление является основным и наиболее перспективным - общественный транспорт давно стал неотъемлемой частью любого городского пейзажа.


В заключение нельзя не отметить, что на протяжении более двадцати шести лет коллектив  «Vector-models» отличает удивительное сочетание романтизма, свойственного любому коллекционеру, и жёсткого прагматизма, присущего людям, успешно проявляющим себя в бизнесе. Время покажет, насколько справедливо это утверждение.

  • Печать